Наперегонки со смертью: с зацеперами борются и власти, и общественность

Фoтo: СOЦСEТИ

Сooбщeствa зaцeпeрoв в сoциaльныx сeтяx пишут, чтo ни в кoeм рaзe никoму нe нaвязывaют свoe «xoбби». Впрoчeм, нa вoлнe бoрьбы с лицaми, прoпaгaндирующими суицидaльнoe пoвeдeниe, к пoдoбным группaм прирaвняли и зaцeпeрoв.

Сaми экстрeмaлы свoe увлeчeниe xaрaктeризуют пo-рaзнoму. Для кoгo-тo этo прoстo спoсoб пoлучить дoзу aдрeнaлинa, для другиx — прaктичeски спoрт, трeтьи выдeляют зaцeпинг в oтдeльную субкультуру. В сooбщeствax в сoцсeтяx oбсуждaют прeдстoящиe пoeздки, кoнструктивныe oсoбeннoсти вaгoнoв, рассказывают о технике безопасности и выкладывают обучающие видео. Большие сообщества настоятельно рекомендуют соблюдать технику безопасности. Временами в подобные группы забредают и ярые противники подобного «хобби». Особенно эмоциональные члены сообщества на выпады возмущенных граждан говорят что-то в духе: «Вы, офисный планктон, нам просто завидуете. Что вы можете рассказать о своих поездках внутри общественного транспорта?»

Разобраться в проблеме можно, только окунувшись в этот мир. Что движет этими людьми?

«На подножке никто не толкается и воздух свежий»

…При входе в квартиру зацепера Романа Громова в Щелкове висит схема движения пригородных электричек. В комнате разложена альпинистская страховка, уйма ключей и карабинов. Это оборудование для экстремального передвижения.

— Я начал так ездить на электричках, потому что на учебу добираться было тяжко, — говорит собеседник. — Вечно переполненные вагоны, дышать невозможно. А тут встал на подножку — и нормально. Воздуха много свежего, не толкается никто. Понимаешь, так можно ездить безопасно. И мы стремимся к этому. Мы так катаемся просто потому, что так удобно. Мы в своих видео показываем, как делать правильно. Но стоит выложить что-то более экстремальное, как школьники тут же пытаются тебя переплюнуть, пренебрегая техникой безопасности. Стараются сделать так, чтобы эффектнее на ютубе смотрелось. А вообще, если мы видим, что школьники какие-нибудь начинают, грубо говоря, плохо себя вести, то мы и сами вызываем полицию им. Они и себя подвергают опасности, да и железнодорожников подставляют.

Комментарий пресс-службы Московской железной дороги:

«Зацепинг, который является незаконным и смертельно опасным развлечением, — это серьезная проблема не только для железнодорожников, но и для пассажиров железнодорожного транспорта. Конечно, самое страшное, что может произойти с нелегальным экстремалом, — несчастный случай. В то же время следует отметить, что ежедневно на полигоне Московской железной дороги курсируют около 4 тысяч поездов: пригородные, дальнего следования и грузовые. Несчастные случаи с зацеперами приводят к задержкам поездов, в результате чего опаздывают десятки тысяч пассажиров».

Комментарий отдела информации и общественных связей Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу:

«Основная проблема, которую создают зацеперы, касается не только транспортной полиции. Главная проблема касается самого зацепера и его окружающих — это сохранение жизни и здоровья самих молодых людей, которые, стремясь показать свое «геройство», осуществляют проезд на крышах и других неприспособленных местах электропоезда. Следующая проблема — организация комплекса превентивных мер по формированию правосознания, позитивных жизненных целей у подростка, которые позволят несовершеннолетнему «расстаться» с адреналиновой зависимостью от зацепинга. А это уже проблема не только транспортной полиции, но и всего общества в целом. Чаще всего при первоначальном выявлении подростка (не достигшего 16-летнего возраста) за занятие зацепингом отсутствуют основания для привлечения законных представителей несовершеннолетних. Отсутствие у ребенка осознания, что он может подвергнуться наказанию, часто приводит к повторным нарушениям».

«Сначала мы искали способы бесплатного проезда на поездах»

— Роман, как сотрудники полиции и железнодорожники к вам относятся? — продолжаем разговор.

— Сначала, конечно, гоняли. Когда нас снимали на станции, любили читать нам морали, вроде: «Вам что, жить надоело?». А теперь ну вот именно к нам привыкли. Даже иногда сотрудники вокзала или полиции, видя нас, просят следить за всякими школьниками.

Комментарий пресс-службы Московской железной дороги:

«При несчастном случае с зацепером, который получил электротравму, железнодорожники вызывают на место правоохранительные органы, медицинские службы и спасателей. Участок, где находится поезд, обесточивается, чтобы спасатели могли снять пострадавшего с крыши, а электропоезд стоит до завершения следственных мероприятий, проводимых на месте. Железнодорожники делают все возможное, чтобы в этот период времени организовать пропуск поездов на данном участке по временной схеме, используя соседние пути. Это приводит к отклонениям от расписания, но позволяет не останавливать движение».

Комментарий отдела информации и общественных связей Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу:

«Согласно действующему законодательству РФ выявленный зацепер доставляется сотрудником транспортной полиции в дежурную часть линподразделения, устанавливается его личность. Если выявлен совершеннолетний зацепер, на него составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ и выписывается штраф в размере 100 рублей. Если зацепер достиг 16 лет, сотрудник полиции опрашивает его, составляет протокол об административном правонарушении и передает законным представителям под расписку. Если зацепер не достиг 16 лет, сотрудник полиции опрашивает его и составляет протокол об административном правонарушении на одного из его законных представителей. Все материалы на выявленных несовершеннолетних зацеперов в обязательном порядке направляются в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия решения. Информируются территориальный отдел полиции и заведение, в котором обучается ребенок».

…К Роману присоединяется его друг Сергей. Ребята, рассказывая о своих приключениях, говорят очень быстро. Такое ощущение, что пытаются за короткий промежуток времени донести максимум информации.

— Я помню, мы как-то сидели на Курском вокзале, общались. А тут звонит друг из Питера: мол, а слабо вот прямо сейчас приехать? — рассказывает Сергей. — Ну, мы смотрим, когда отходит ближайший поезд, и цепляем уже отходящий состав. Минут через 40 после отправления заканчивается проверка билетов, тогда можно залезть в вагон и ехать комфортно. Но только надо предварительно глянуть на сайте, какие места свободны.

— Еще был случай, — вспоминает Роман. — Друг наш так же зацепил уходящий в Питер поезд. Подождал, пока пройдет проверка билетов. Зашел в СВ. Спокойно себе так разложился, даже тапочки попросил у проводницы. Если бы не развесил свои носки сушить, наверное, спокойно бы доехал.

Роман и Сергей говорят, что на первую большую тусовку они собрались в 2010 году. Тогда еще апологетов движения было не очень много. «Мы просто хотели оценить свои возможности, — рассказывает Сергей. — Как нужно цепляться, чтобы руки не уставали? Какое максимальное количество человек может зацепиться в хвосте состава? Наш рекорд — 25 человек ехали на зацепе. Это даже зафиксировано. Делали видео подробные, почему нельзя за токоприемник хвататься, почему на тормозные реостаты нельзя вставать. В итоге в тусовке образовалось около 1000 человек. Каждый пришел к такому виду перемещения своей дорогой. Мы просто проводили время вместе, катаясь на поездах, обсуждали новые техники зацепинга. И целью этого был поиск способа использования железнодорожного транспорта. А потом все вышло из-под контроля. Появились школьники, потом на зацепинге стали акцентировать внимание СМИ… Всех зацеперов хотели видеть самоубийцами — так и произошло. Появилось огромное количество тех, кого притягивал дешевый, доступный экстрим. И теперь, после всех этих смертей, негативное общественное мнение по поводу зацепинга не лишено оснований».

Любители риска страдают нарциссизмом и живут иллюзиями

— Любое социальное явление возникает, когда на него появляется запрос, — говорит преподаватель кафедры психологии РЭУ имени Плеханова кандидат психологических наук Ольга Комиссарова. — Зацеперство тоже возникает не случайно. У молодых людей появляется потребность реализовать свою энергию, проверить силы, создать некое «братство». Не всем молодым людям достаточно только чтения фэнтези и представления оживающих персонажей. Большая часть хочет свои силы направить в дело, найдя для себя подходящую среду. К сожалению, для подростков мало возможности реализоваться и находят они «драконов» в виде электричек, с которыми можно доказать, что ты «круче запретов», физически и морально «сильнее» «лохов», ездящих обычным способом в вагонах.

Привлекая к себе внимание якобы легкой славой, зацеперство стало разрастаться от небольшой группы, где, возможно, был хорошо инструктированный и сильный лидер, в группу, которую уже нельзя было контролировать. Но ты не становишься лучше всех, если занимаешься зацепингом. Это самообман.

— Большинство любителей риска стремятся оказаться лицом к лицу с неизвестными или неуправляемыми ситуациями, в которых человек испытывает необычные ощущения, — комментирует педагог-психолог, руководитель детского центра развития CleverClub Алла Манёрова. — Еще одним фактором в этой опасной игре является удовлетворение нарциссизма, получение внимания от друзей, родителей, простых зрителей, пусть даже от правоохранительных органов. Для многих зацеперов родители уже не являются авторитетами, а механизм подражания, привитый им с рождения («будь как все», «не выделяйся», «смотри, какая Анечка умница, а ты?»), остался. Вот они и копируют то, что им кажется крутым. Для них риск — это еще и возможность избавиться от тревожных мыслей, пусть даже на короткое время.

Как ни парадоксально, в зацеперы нередко идут подростки со слабой нервной системой. В их сознании происходит подмена с «опасного» на «неопасное». Такие люди склонны жить в иллюзиях, миражах.

Экстремальные развлечения — это и немое приглашение близкого, родного человека к диалогу о своих страхах, продолжает психолог. Но, к сожалению, повышенная озабоченность повседневной жизнью чаще всего не позволяет родителям принять участие в дискуссии. Поэтому подростки вынуждены сами лавировать в потоках информации и эмоциональных волнах.

— Ты согласен с тем, что Роскомнадзор приравнял зацепинг к скрытому суицидальному поведению? — спрашиваем Сергея. Он задумывается.

— Наверное, нет. Есть риск, а есть самоубийство. Это же все равно что альпинистов, бейсджамперов — в общем, тех, кто занимается экстремальными видами спорта, — приравнять к самоубийцам. Но, с другой стороны, чем меньше людей знает о зацепинге, тем, может, и лучше.

СПРАВКА «МК»

По данным МВД, в Центральном федеральном округе за 2015 год получили травмы около 50 зацеперов. Около 400 были привлечены к административной ответственности. В 2016 году пострадали 37 человек и 9 из них погибли. В 2010 году все было значительно скромнее — всего было зарегистрировано 3 несчастных случая. В 2012 году было зарегистрировано уже 18 случаев травмирования (из которых 6 — с летальным исходом).

В 2016 году в ЦФО были выявлены 342 зацепера, из них только 27% (90 подростков) достигли 16-летнего возраста и были привлечены к административной ответственности. Из общего количества выявленных несовершеннолетних зацеперов 106 подростков являлись жителями Москвы, из них только 19 подростков достигли 16-летнего возраста и были привлечены к административной ответственности, также были привлечены к административной ответственности 15 законных представителей несовершеннолетних (в связи с повторностью правонарушения). Остальные 72 несовершеннолетних зацепера остались без наказания.

Кстати, существует и движение антизацеперов. Эти люди помогают сотрудникам РЖД и транспортной полиции патрулировать станции и снимать зацеперов с поездов. Кроме того, они заваривают все несанкционированные выходы к железнодорожным путям.

МЕЖДУ ТЕМ

Перемещение зацепингом карается штрафом в размере от 100 до 500 рублей. Самое строгое наказание за поездки вне вагонов предусмотрено в метро Санкт-Петербурга — от 500 до 3000 рублей.

Мосгордума в первом чтении приняла законопроект, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно проекту штрафы за проезд вне салонов поездов, электричек и прочего общественного транспорта будут увеличены до 3000–4000 рублей для жителей Москвы и Московской области.

В Новой Зеландии размер штрафа куда более впечатляющий — 10 000 новозеландских долларов, в Германии еще больше — 50 000 евро. В последнем случае зацепинг напрямую не запрещен, но расценивается как опасное вмешательство в работу железнодорожного транспорта и размер штрафа прямо пропорционален опасности этого вмешательства. В Канаде за зацепинг помимо штрафа предусмотрен арест сроком до 1 года. При этом также накладывается штраф в размере от 130 до 10 тысяч канадских долларов.

В Индии пассажиры поездов являются зацеперами поневоле — из-за нехватки мест в вагонах. Статистика гибели людей на железных дорогах этой страны ужасающая. Министр железных дорог называл цифру — 15 тысяч человек ежегодно. В пригородах и в самом Мумбае ежедневно гибнут около 12 человек, большинство из которых пассажиры, сорвавшиеся с переполненных поездов.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.