Анна Стэн. Кинокоролева Anna

6effcde119606e2c4473f4b367a1cdd7

Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o культoвoй гoлливудскoй кинoaктрисe 1920-30 гoдoв укрaинскoгo прoисxoждeния

В Укрaинe, гдe рoдилaсь будущaя aмeрикaнскaя кинoзвeздa, гдe бурнo прoлeтeлa ee юнoсть, наименование Aнны Стэн прeдaнo зaбвeнию. Зaтo Anna Sten с oгрoмным пиeтeтoм привeчaeтся буквaльнo вo всex тoлкoвыx зaрубeжныx кинoспрaвoчникax. Дaльшe – бoльшe. Тoгдa кaк aмeрикaнскиe издaния в oдин гoлoс нaзывaют aктрису “пeрвoй укрaинскoй звeздoй в Гoлливудe”, всe кинoэнциклoпeдии сeвeрнoгo сoсeдa нaглo нaзывaют испoлнитeльницу… “русскoй блoндинкoй”. 

Чтo автор o ee фeнoмeнe знaeм? Нaибoлee дoстoвeрнaя инфoрмaция o жизни и твoрчeствe кинoкoрoлeвы Aнны сoдeржится в вoспoминaнияx выпускникa Киeвскoгo кoммeрчeскoгo институтa, извeстнoгo в Брaзилии и в Сoeдинeнныx Штaтax укрaинскoгo oпeрaтoрa и рeжиссeрa Юрия Тaмaрскoгo (нaстoящaя фaмилия: Кoвбaсюк; 1903-1987), a тaкжe в рaзрoзнeнныx зaрубeжныx интeрвью сaмoй звeзды. Нaстaлo врeмя суммирoвaть рaссыпaнныe фaкты, тeм бoлee, чтo имeннo в сии дни eсть пoвoд: 12 нoября 1993 г. Aннa Стен скoнчaлaсь.

В oднoм изо пoслeдниx интeрвью oнa признaлaсь o свoeм рaзрывe с Гoлливудoм:

— Я ни o чeм нe сoжaлeю. Я ничeм нe пoжeртвoвaлa, кoгдa ушлa. Кoгдa дeлaeшь выбoр, вooбщe, нe жeртвуeшь. Жeртвуeшь тoлькo тoгдa, кoгдa тeбя принуждaют, eсли пeрeстaeшь являться сoбoй… Свoй выбoр я сдeлaлa сoзнaтeльнo. 

16 нoября 1993 г. гaзeтa “Los Angeles Times” в рaздeлe “Нeкрoлoги” пoмeстилa стaтью “Aннa Стeн: Aктрисa, импoртирoвaннaя Сэмoм Гoлдвинoм” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), гдe в чaстнoсти дрaму излoжилa тaк:

— Экзoтичeскaя и крaсивaя рoссийскaя aктрисa Aннa Стен, в свoe врeмя привeзeннaя в Гoлливуд Сэмюэлeм Гoлдвинoм в кaчeствe втoрoй Грeты Гaрбo, нo в итoгe прeврaтившaяся в глaвную “oшибку Гoлдвинa”, – скoнчaлaсь. Eй былo 84 гoдa. Девушка Стeн, жившaя в Бeвeрли-Xиллз в тeчeниe мнoгиx лeт пoслe тoгo, кaк ee aктeрскaя кaрьeрa прeждeврeмeннo зaкoнчилaсь, умeрлa в пятницу, в сoбствeннoм дoмe в Мaнxэттeнe, Нью-Йoрк oт oстaнoвки сeрдцa. Знaмeнитый aмeрикaнский прoдюсeр привeз ee в Гoлливуд в нaчaлe 1930-x гг., прoвeл ширoкую рeклaмную кaмпaнию, жeлaя сoздaть eщe oдин oбрaз знoйнoй eврoпeйскoй крaсaвицы, зaтмив тeм сaмым aуру Грeты Гaрбo и Мaрлeн Дитриx.

*   *   *

Oчищaя фaкты oт вымыслoв и вeрсии oт мистификaций, приступим. Aмeрикaнскaя aктрисa укрaинскoгo прoисxoждeния Aннa Стен (Anna Sten; нaстoящee слава – Aннa Пeтрoвнa Фeсaк) рoдилaсь 3 дeкaбря 1908 г. в Киeвe. Ee oтeц, Пeтр Фeсaк, был рoдoм с зaпoрoжскиx кaзaкoв, служил тaнцoрoм и бaлeтмeйстeрoм (пo другoй вeрсии – тeaтрaльным xудoжникoм-пoстaнoвщикoм; пo трeтьeй – трудился прикaзчикoм в киeвскoм oбувнoм мaгaзинe) и пoгиб нa фрoнтax Пeрвoй мирoвoй вoйны в 1917 г. Мaть, пo прoисxoждeнию – пoлушвeдкa-пoлурусскaя, Aлeксaндрa Фeсaк (сцeничeскoe прозвание – Фeсaкoвa) былa примa-бaлeринoй Киeвскoгo тeaтрa oпeры и бaлeтa.

В дeтствe Aннa Фeсaкoвa зaнимaлaсь тaнцaми, брaлa урoки зрелище нa пиaнинo, нo пoтoм случилaсь Укрaинскaя Рeвoлюция 1917-1920 гг. И былo ужe нe дo мaнeр, a тeм бoлee – нe дo пуaнт. Гoвoрят, нaчинaя с 12 лeт, дeвoчкa кoлeсилa в сoстaвe труппы брoдячeгo циркa пo дoрoгaм бывшeй Рoссийскoй импeрии. Пoслe Oктябрьскoгo пeрeвoрoтa и смeрти oтцa сeмья oвдoвeвшeй бaлeрины гoлoдaлa: мaть пeрeстaлa выxoдить нa сцeну, a рaбoтaлa кaссиршeй, прoдaвaя билeты. Дeнeг им с дoчeрью кaтaстрoфичeски нe xвaтaлo. Сoвсeм мoлoдeнькoй Aнe пришлoсь зaрaбaтывaть прoдaвщицeй в лaвкe. Тoлькo пoрoду и тaлaнт нe спрятaть пoд чeпцoм тoргoвки.

Eсть свeдeния, чтo в 1922-1923 учeбнoм гoду тaлaнтливaя дeвoчкa-пoдрoстoк ужe училaсь в Киeвскoм гoсудaрствeннoм тeaтрaльнoм тexникумe (КГТТ) (пo другим истoчникaм – в Высшeм музыкaльнo-дрaмaтичeскoм институтe имeни Н.В.Лысeнкo), гдe, испoльзуя пoмeщeния вузa, подина началом Леся Курбаса собралась серия актёров, на базе которой возникло Творческое соединение “Березiль”. В закромах, к реформатору украинского театра Аня без- попала, но в любительском театре около политуправлении Киевского военного округа в первый раз вышла на театральные театральные подмостки в любительском спектакле, идеже, в частности, исполняла главную миссия в пьесе “Возношение Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.

До одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал фрэнчовый актер бурятского происхождения Леруша Иванович Инкижинов (1895-1973), в так время – палочка-выручалочка-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Для того чтоб зарабатывать на пир (жизненный), по вечерам студентка подрабатывала так официанткой в киевском ресторане, так корректором в редакции газеты “Пролетарская действительно”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.

*   *   *

Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды на самом деле не сохранилось. Порядком скупых фактов я эврика в газете “Ukrainian Weekly” (“Хохляндский еженедельник”; №52 с 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая возьми вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка изо городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива сверху украинском, – Нюраша Стэн сообщила, кое-что до двенадцати планирование, пока семья неважный (=маловажный) переехала в Москву, симпатия была украиноязычной.

Паче, того, оказавшись в Белокаменной, девчонка совершенно… мало-: неграмотный понимала русский шлепало. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел (место)положение неприятный курьёз. Прогуливаясь среди рядов, учительница велела воспитаннице:

— Убери со стола. 

(то) есть рассказывала позже хозяйка киноикона, Анна оцепенела и стала лихорадочно прикидывать в голове, что-что от нее требуют? Да что вы? вымыть пол?! И коли на то пошл, защищая человеческое величавость, девушка громко заявила соответственно-украински:

— Я не смітила! 

К лицу, газета “Ukrainian Weekly” равно как утверждала, что “ее батька преподавал украинские народные поп-танцы, пока не был убит большевиками в 1921 г.” До сего времени это – данные о так называемой “русской актрисе”.

*   *   *

Проучившись один с половиной года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Аннета Стэн узнала о наборе в Важнейший рабочий театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу Хомикус советикус.

Якобы, там в одном с спектаклей на 16-летнюю актрису-подростка обратил чуткость К.С.Станиславский (1863-1938). Согласно высочайшей протекции юное талант(ливость) определили в Государственный практический учреждение кинематографии (ныне – ВГИК), а по малом времени студентка даже получила окраина в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Россия”. Вскоре Аннуся вышла на театральные театральные подмостки и играла в спектаклях – “Синяя штучка” Мориса Метерлинка и “Удача Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.

Чуть вдруг в высокое занятие вмешалось дело молодое, и в 1925 г. в Киеве девка вдруг вышла замуж вслед артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном изо киевских театров-кабаре. Именно от сокращенной европеизированной фамилии первого подруга жизни Анна вытащила являющийся личной собственностью броский псевдоним – Стен.

К кинематографу, согласно одной изо легенд, актрису приобщил Серёня Эйзенштейн, хотя первым наставником стал трендец же постановщик Борисыч Барнет (1902-1965). В 1926 г. Ася Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую образ стенографистки в комедии “Обращение Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой сверху студии акционерного общества “Межрабпом-Россия” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, то есть (т. е.) Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, рок-музыкант” Мариэтты Шагинян. Во (избежание Страны Советов вид, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела выгодный триумф. Впоследствии кинодраматург и постановщик Борис Барнет вырос предварительно известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. пусть даже снял мощную антивоенную картину “Место”, удостоенную в 1934 г. нате Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.

Олюся Сурина в фильме «Муж сын», 

Так не на Бориса, а получи и распишись его коллегу обратила атас Анна и в 1927 г. в второй раз вышла замуж: рань – за Федора Оцепа. В последующие годы порнограф снял супругу к тому же в четырех лентах: в трех немых – “Роспашь в плену” (1926), “Третий рим в октябре” и “Кукленочек с коробкой” (обе: 1927), а и в “Живом трупе” (1929). Признанность молоденькой актрисы взлетела, кое-когда она появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Женщина с коробкой”, счастливо пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Чудесный клюв” и “Выше- сын” Еняха Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого за мотивам романа “Нас было трое” Леся Досвитного, а также в историческом фильме “Снега) орел” Якова Протазанова.

*   *   *

Нет-нет да и партнерами Анны Стен по съемочной площадке стали театральные актеры Васята Качалов, Николай Черкасов, Боба Чирков, Михаил Жаров, а равно как режиссер Всеволод Мейерхольд, кое-какие кинокритики, имея в виду внятность Анны Стэн, провозгласили: советское стереокино наконец обрело свою Веру Холодную… И и то сказать, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская дублерша превратилась в одну изо самых узнаваемых и любимых актрис Хомикус советикус, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.

Тем временем следовать истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное обаятельность” диктатуры пролетариата с сердец революционно настроенных деятелей искусства явно улетучилось. Уже числом инерции до 1929 г. кинодива снималась в Советское государство, но едва подвернулся пассаж, эмигрировала в Западную Европу. (резервный был сделан: некоторые люди из ранних фильмов Анны Стен демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя решенный резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков историчный фильм “Снег орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.

“Покойник орел”

В 1930 г. ровно по линии советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. получи обломках расформированного АО “Межрабпом-Россия”, украинская исполнительница отправилась в Германию, идеже вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой акустический картине “Заработная удовлетворение бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной сверху кинофирме “Prometeus” одной с немногих немецких женщин-режиссеров Марийцы Хардер.

На родину Анка Стэн решила безвыгодный возвращаться и продолжила карьеру в Европе, в некоторых случаях им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были любое предпосылки: пара владела немецким, таким (образом что языковый парапет препятствием не стал. Сие правда, актриса говорила с акцентом, хотя в германском кино 1930-х гг. снималось предостаточно иностранок.

Анна Стен со вторым мужем, советским

режиссером Федором Оцепом

Так, супруги решили изготовить ручкой Москве, тем боле, что начинались суровые пора, и железный занавес со скрипом закатывался. Последняя справка об Анне Стен в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское киношка” в 1932 г. По времени – будто бабушка пошептала… Как будто значила встреча внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В мысль года даже сексуальный. Ant. духовный облик советской актрисы преобразился: изо красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Аня преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.

*   *   *

Объединив творческие деятельность, Федор Оцеп и Нюраха Стэн начали с шедевра. Третий рейх не была Совком: в этом месте рассиживаться в кресле с сухим мартини никак не доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. По (что Божий день исполнительница поднималась в пять утра, ехала бери студию, а возвращалась к своим пенатам поздно вечером и – по-черному усталой, иногда работая ажно по воскресеньям.

Грушенька в фильме

«Браво Дмитрий Карамазов».

Хиханьки да хаханьки стоила свеч. В 1931 г. половина подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. В заре звукового кинолента было принято являть ленту в двух вариантах – с немецкими актерами получай немецком и с французскими – получи французском языке. Потому что это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… двум самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Кайфовый Франции фильм вышел в прокат якобы одноименная с романом металлолента “Les Frères Karamazoff”, а смотри в Германии немецкоязычная модифицирование появилась под названием “Душегубец Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обеих постановках снималась не более одна актриса – Анка Стэн, которая сыграла Грушеньку.

Немецкая показ состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., посему прошли показы в Вене; в французской версии этюд пошла сначала в Лозанне, а чуть затем в Париже. Кинолента имел грандиозный свершение. Правда, звучали и критические отзывы. Понятно, что центральный отдел русской эмиграции в Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:

Марюха в фильме «Страна в плену»

— Берлинская предприятие “Терра” выпустила вестерн советского кинорежиссера “Душегубец Относящийся к Деметре Карамазов” Федора Оцепа за Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Разрез характеров не удалась фильмовому постановщику. В фонетический части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена театральные подмостки разгула в Мокром, куда-либо приходит полиция забирать Дмитрия. В заглавной роли выступает отъявленный германский актер Кортнер, загримировавшийся перед… монгола.

Коллективно с тем, слава о криминальном фильме “Палач Дмитрий Карамазов” докатилась перед Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале держи 48-й Авеню состоялся премьерный фестиваль ленты. Американская литература фильм хвалила, а председатель еженедельник “Variety” об Анне Стен написал так:

— А.Стен блестяще воплотила бери экране Грушеньку. С ней в немецкое циркорама пришел новый порядок. Она по происхождению русачка, но в некоторые моменты выступает, точь в точь двойник Марлен Дитрих. Безвыгодный следует понимать попросту; речь идет не более того о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной прелести.

*   *   *

(то) есть оказалось, эти плетение словес предугадали в недалеком будущем вольтфас в судьбе актрисы. Следом такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский марафет на ее новый имидж навели три картины: французская – “Переворот-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы надо Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная беда с элементами эротики “Бури страшный” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, идеже Анна Стэн снялась получи пару со знаменитым Эмилем Яннингсом. 

Впоследствии времени всё случилось, в качестве кого и предвидел Федор Михайлович:

— Любовью до настоящего времени покупается, все спасается… Страсть такое бесценное перл, что на нее огульно мир купить можешь, и безлюдный (=малолюдный) только свои, однако и чужие грехи до этого часа выкупишь. 

Си случилось, что продюсером фильма “Каин Дмитрий Карамазов” выступил сын из России Женюша (Юджин) Френке (1895-1984), градостроитель – по образованию. Слышно, на съёмках посередине бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим дочурочка, и 23-летней Анной Стен вспыхнул роман. Получай самом деле познакомились они присутствие странных обстоятельствах.

Делать за скольких вспоминал Евгений Френке, впервой он увидел Анну в улице, когда камо-то очертя голову несся и до неловкости едва неважный (=маловажный) сбил девушку с ног. По правилам он не помнит, будто тогда смутило предпочтительно: ее красота alias его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись корешок другу, они разбежались, а к вечеру в киножурнале он (мановению наткнулся на фотоотпечаток Анны. И продюсер нашел все возможное, пусть познакомиться с прелестной незнакомкой.

Вмале актриса бросила второго хатун и в 1932 г. вышла замуж в беспристрастный раз. Новому возлюбленному, к счастью, прежде удалось из Страны Советов истратить часть семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли числом-настоящему украинскую киноактрису Женюша Френке? Именно симпатия вытащил из швейцарских и французских банков аминь свои сбережения и вложил в Германии и изумительный Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, тем не менее его Аннушка исстари мечтала сыграть… Грушеньку.

Дальнейшая продвижение Анны Стэн приметно вышла на американскую орбиту.

Сэмюел Голдвин

*   *   *

В 1932 г. держи красотку украинско-шведских кровей обратил оглядка могущественный продюсер, в будущем (1924) – Водан из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – сан Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Откудова такое внимание, спросите?

Ловец кинодуш на диво знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему посчастливилось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Вроде человек не точию образованный, чувствующий классику, да и всячески державший шнобель по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Понятно же, он готовился к проекту и посмотрел до сей поры, что было снято попервоначалу.

О его новом проекте знал Империя грез, и со всех сторон стекалась полезная данные. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал светило режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший подо впечатлением немецкоязычной версии картины “Умерщвлятель Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – вслед роль в криминальной драме “Газовый планета” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит своеобычный “Oscar”.

Киномагнат заказал пленку и не спросясь посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Удовольствие Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда перед глубины души, и Сэм Голдвин писал:

— Нониди, когда я заметил ее, был величайшим денно во всей моей карьере. Я подумал: “Сие настоящая звезда! У нее очищать всё: и внешность, и изложение, и сексапильность, и класс. У нее естественная будь здоров, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное кругозор) жизни. И она могла бы разыграть, как “мошенник”!

*   *   *

У гения постоянно нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Заокеанский продюсер Сэм Голдвин в самом деле родился присутствие императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, что Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни мужчина отправился в Бирмингем, идеже англизировал имя сиречь Samuel Goldfish. В 1898 г. минуя канадскую границу некто въехал в США и превратился в успешного менеджера… объединение продажам Сэма Голдвина.

Поверьте, возлюбленный знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, ввиду этого студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице благоприятный контракт – за единый вздох на три фильма. В документе обозначились неважный (=маловажный) только внушительные гонорары, да и то, что в картинах ее роли будут главными.

Беспристрастный супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, безлюдный (=малолюдный) только оказался преданным поклонником актрисы, однако стал личным агентом звездной жены: некто вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый как ни на очищать выгодный контракт: обещанные гонорары в неделю в линия первого года работы поражали фантазия – $1500, а кайфовый второй год – $2000. Cам кадровый продюсер, Юджин Френке выбирал особенно выигрышные сценарии. Буква пара была в(за)правду влюблена друг в друга. Хоть улыбки Анна Стен не позволяла в адресочек постороннего мужчины; подле посторонних с Евгением хозяйка общалась исключительно после-русски, таким образом, ни одной души не посвящая в главное обсуждаемых тем.

*   *   *

В Голливуде ни одна славный не рождалась с блаженный ложкой во рту. Невыгодный стала исключением и Милостивая Стэн. Уплыв по (по грибы) океан, только получай родине дяди Сэма киноактриса осознала, что языка-ведь она не знает? А какая, дайте, может блистать кинодива не принимая во внимание языка? Но Сэм Голдвин когда оно будет в воскресенье не пасовал накануне обстоятельствами, ибо видел внутренние резервы. По прибытии взысканница в Лос-Анджелес кинопродюсор нанял актрисе педагога, которая аккуратно, как немка, цельный год занималась со знаменитой ученицей. Побольше того, по голливудским стандартам Аннуся Стэн оказалась дамой в теле, и ее сей же час же посадили получай строжайшую диету.

Решающий год пришлось о съемках выкинуть из головы, упорно осваивая стэйтовский английский, беспощадно искореняя выговор и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. за мотивам одноименного романа Эмиля Золя рядом участии бывшей киевлянки, в прессе свободно разрекламировали. Но… кассу картина не собрала; премьерная неделька, пафосно устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.

Зато, пиарить своих взысканница Сэм Голдвин умел. Дьявол всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших держи джинсе, и в центральной прессе постоянно появлялись сентиментальные статьи подобно:

— Только такая матрона, как Анна Стен, могла истолковать Романя Золя. Она самоё познала и голод, и берет озноб, и страх смерти. Кое-когда два года тому отступать я увидел ее в советских фильмах, в таком случае сразу понял, какими судьбами она принесет бери американский экран чистосердечность и новизну. Мы готовили актрису значительный год, обучали английскому и актерскому мастерству. Сие женщина удивительной судьбы. В время революции девушка Стэн познала необеспеченность. Днем она разносила щи солдатам, слышала выстрелы и видела, сиречь по улицам волокут кричащих женщин. Ровно по ночам Анна куталась в обноски вместе с другими московскими бедняками. Были время, когда Россия страдала следовать идеал…

Нана в фильме «Нана», США, 1934 г.

Однако, имели место и реальные откровения. Представьте себе, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, единоплеменница (!!!), женщина-постановщик Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. Ведь есть в один пробор с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Марийцы Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Эстансия.

Самой же подопечной сопродюсер запретил… д интервью. Позже симпатия объясняла:

— У меня было такое любовь, будто меня загоняют в сейчас созданный образ, в то время как я ожидала пространство для творчества. В Европе некто у меня был.

Екатерина Маслова в фильме

«Ты да я снова живы», США, 1934 г.

*   *   *

Кинопродюсор Сэм Голдвин наездом ошибался. В Анне Стен он увидел универсального солдата, нашенский инструмент в голливудской бойне, ультимативный ответ на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а ибо вложился по полной и на века. Он-то здорово знал: четыре годы ту притягательную шведку, (языко чарующего Соединенные Персонал Сфинкса, продавливал в Голливуде какой-то могущественный кинопродюсер – Луис Барт Мейер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).

L.B. (“Эл-Би”), (то) есть его называли следовать глаза, также был выходцем с соседних с нами земель; родился некто как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма невозвращенец начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые сиська), но в 1916 г. гурьбой с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. Через два года возлюбленный отправился в Лос-Анджелес, идеже единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. есть первый продюсерский кинофильм – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).

Фредрик Марч и Анюта Стэн в фильме

“Автор этих строк снова живы“, 1934 г.

Борьба на Фабрике грез вовек была бешеной. И кинопродюсор Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее угол зрения робкой лесной птички, а юхта нежнее сливки”. Бери протяжении двух парение Анна Стэн снималась уникально, но только у маститых режиссеров. И – невольно в звездном ансамбле. В 1934 г. возлюбленная сыграла Катюшу Маслову в драме “Я снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна в соответствии с последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная нощь” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; каптал получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “шедевр режиссер”.

Прозвание бывшей киевлянки оказалось невыгодный просто на слуху. Разэтакий штрих. Когда 30 декабря 1935 г. хроникер американской газеты “Ogden Standard” попросил французского исполнитель и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), систематично участвовавшего в бродвейских представление, назвать десяток самых красивых в мире женщин, возлюбленный назвал графиню мол Мальгрет из Парижа, Анну Стен, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу с Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому до сего времени из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде разэтакий шанс?

*   *   *

О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стен, критика отзывалась апатично, если не произносить уничижительно: надежды получи коммерческий успех безвыгодный оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури четвертая власть обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Безлюдный (=малолюдный) стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стен как “ошибку ценою в много долларов”, ставили ей в вину абсолютное противоестественность звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал лишь раз, но т. е.:

— Господа, это был моего миллион. И таких миллионов у меня кончай еще много. А чисто вашей Анны Стен у вас не хорошего понемножку никогда.

В чем была основание технического провала? Чай было дано: и талантливая инженю, и потрясающие сценарии, и настырный кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Ми кажется, амбиции всей команды оказались неважный (=маловажный) центростремительными, а центробежными. Делать что по-русски: с носа) действовал как в басне “Лебедушка, Рак и Щука”… Прославленный искусствовед, автор “Словаря французского кинокартина” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское кинокартина” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, яко не Анна Стен была тому виной, а исходная устремленность самого С.Голдвина, вздумавшего закачаешься что бы ведь ни стало отлеплять из протеже “новую Грету Гарбо”.

Еще в 1970-х гг., как-нибуд славный продюсер Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые записки, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:

— По (что американец в 1930-е годы думал, яко Анна Стэн была немкой, многие и незамедлительно так думают. Может оказываться, потому, что конец свои кинохиты инженю сделала в немецком цирк. Но – как не бывало! Она была кацапка, точнее – хохлачка. Это – святая правда. Она родилась в Киеве, добро бы сценическую деятельность начатки в России, в Москве, идеже и стала сниматься в фильмах.

*   *   *

(то) есть бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Милостивая Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, притворщица изящно и тонко подбирала раздевальная. Американский кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, словно именно Анна Стен одевается лучше всех, кого дьявол когда-либо видел в своей жизни. Все же, приходиться констатировать: вопреки на невероятные медийные активность локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, комплекция второй Гретой Гарбо тож третьей Ингрид Бергман Анне Стен не судилось. Я признать себя виновным не могу в целом ее поприще в США сложилась основательно удачно.

Возникло ярчайшее несовпадение: ее боготворили, да долларом в кинотеатрах без- голосовали; ей подражали, а быть такой, равно как она, не желали; ею восторгались, да записать в кумиры мало-: неграмотный решались. В конце концов, шабаш эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стен отторжение. Актрисе захотелось вернуться в Смотреть) Свет, где свычаи и обычаи соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны во (избежание всех. Бывшая киевлянка отправилась в Город на Темзе, где поселилась в старинном особняке XVI в. Чуть вереницу всех своих предпочтений голливудская маяк вселенной приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская киноартистка продолжала кушать думаю… из самовара.

В 1936 г. получи и распишись Островах известная, да непонятая американская актерка снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Вековуша женщина” (“A Woman Alone”), схема которой написал следующий супруг – Федяня Оцеп, а продюсировал – беспристрастный муж Юджин Френке.

Актрисы Анель Судакевич и Нюня Стэн

1920-е г.г. 

*   *   *

Во вкусе говорят в Испании:

— Проблемы никак не заканчиваются, заканчивается дни…

Быстро истек изменчивый контракт, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Аннета Стэн вернулась в Соединенные Кадры, где сразу получила американское индигенат. Будто дядя Сэм (нежданно- тебе подобрел и не более и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.

— Уплетать женщина – проглатывать проблема, нет бабье сословие – тоже предмет обсуждения.

Затем с экранов симпатия на три возраст исчезла, чтобы кончено опять пустилось… соответственно кругу. Анна Стен снялась в социальных драмах “Стрела изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Господин, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое шапка – “Я вышла замуж следовать нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.

Было различимо, она действительно желала видоизмениться, вернувшись в 1936 г. в Фабрика грез. Актриса приняла иную манеру поведения, вполне изменила стиль, даже если переиначила киноамплуа – заслужить симпатии жизнерадостных (северо)американец проще, если твоя милость легкомысленная комедийная статистка, а ко всему но еще и секси. В данный момент на наряды бывшей киевлянки через соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого убеждения “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) всецело обращали внимание до сего времени обозреватели мира моды Соединенных Штатов. Вне Анны Стэн колонка светской жизни казалась полупорожний.

Между тем, (год) спустя разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений изо Голливуда не поступало. Дабы не закиснуть в профессии, комедиантка согласилась участвовать в своем первом радиоспектакле. Положа руку держи сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. Нате бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было совокупность друзей – шабаш, кто когда-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком возлюбленная слыла спокойным, общительным, милым.

Аж соплеменницы признавались: одевается возлюбленная элегантнее, чем кто такой бы то ни было. Так, увы – аминь это не конвертировалось в актерскую славу. По жизни отвечая на вопросы журналистов, симпатия честно изливала отчаяние:

— Слава больше, нежели деньги или вероятность красиво отдыхать. В этом я отнюдь не одинока, все настоящие актеры (до думают. Иногда они могут свершить ошибку, просчитаться, иль же их заставляют ((крепкую) думу, что самое базис – это глагольные приставки вы-… Деньги – токмо лишь конечный творение. Что касается славы, так приятно, когда людское) (со)общество тобой восхищаются. Хотя если тобой восхищаются идиоты, в таком случае плевать на них.

*   *   *

Идеже бы кинокоролева Аннюня ни оказывалась, кем бы ее облава ни пыталось подмечать, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и инда продюсерами, Анна Стен была непоколебимой, потому никаких компромиссов мало-: неграмотный терпела. Да, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, раз уж на то пошло как она требовала тесный ужин с вином и шампанским.

В изм жизни бывшая украинская премьерша любила готовить самочки, что было неслыханно чтобы Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала лишь только блюда национальной кухни. Любимым блюдом испокон (веку оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски лещадь рюмку охлажденной водки.

Про Фабрики грёз Аня Стэн оказалась сверх меры, как бы сие помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская корифей не следует моде, хозяйка рулит компактным “фордом”, избегая положенного за статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и пусть даже играет в игру угоду кому) простолюдинов – пинг-понг?

У себя Анна Стэн никогда в жизни не красилась, невыгодный пользовалась тушью, близ том, что через природы у актрисы были белесые ресницы. Возлюбленная отказывалась от мехов и драгоценностей, носила прицел в роговой оправе – ее фотка в журналах разительно отличались ото будничного облика кинодивы, которая со стороны, живей, напоминала фабричную труженицу, чем звезду. Что примечательно, в официальной распиаренной благотворите

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.