Биография: Агата Кристи

(15.09.1890 — 12.01.1976)

(урoждeннaя Миллeр, Miller) aнглийскaя писaтeльницa, нeпрeвзoйдeнный мaстeр дeтeктивa.

Рoдилaсь в сoстoятeльнoй сeмьe, пoлучилa нeплoxoe дoмaшнee oбрaзoвaниe, в чaстнoсти, музыкaльнoe и тoлькo бoязнь публичных выступлений помешала ей выбрать путь профессиональной исполнительницы. В 1914 году вышла замуж за майора Арчибалда Кристи, который дал ей имя, но не сделал счастливой. Во время Первой мировой войны работала в госпитальной аптеке, где получила знание о ядах, впоследствии использованное при создании детективных романов. В 1919 году у супругов Кристи родилась дочь.

Продолжая традицию Эдгара По и Артура Конана Дойла, в первый же детективный роман "Таинственное происшествие в Стайлзе" (1920) вводит пару сыщиков: хитроумного бельгийца Эркюля Пуаро и недалекого капитана Гастингса (отчасти спародированные Шерлок Холмс и доктор Ватсон). Следует также детективной традиции английской писательницы М. З. Брэддон (1837-1915) и американки Анны Кэтрин Грин, впервые в качестве детектива использующей женщину (мисс Джейн Марпл — у Кристи).

В 1926 году выходит один из самых популярных и известных романов Кристи "Убийство Роджера Экройда" и в том же году она расстается с неверным Арчибалдом Кристи. Через несколько лет писательница заключает более счастливый брак с археологом Максом Мэллоуэном и ездит с ним на раскопки в Сирию и Ирак (отсюда "восточный" цикл ее романов). Всего с 1920 по 1976 годы Кристи напишет 68 детективных романов, 6 романов любовно-психологических (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт), а также несколько пьес, одна из которых, "Мышеловка", уже 50 лет не сходит со сцены.

Каждый роман Кристи отчасти напоминает "шахматную" партию — "задачу", которая разыгрывается с помощью стереотипных фигур: молодые девушки, отставные военные, деревенские сквайры, семейные поверенные, легкомысленные светские красавицы, молодые люди, склонные к мотовству, а иногда злодейству. Все эти образы — "клише" — переходят из романа в роман, однако от этого они не становятся менее увлекательными. Главное у нее — "комбинации фигур" и непредсказуемые ходы в "игре".

Герои, как правило, действуют и размышляют на уровне общераспространенных мнений. Они выразители вечных истин: добро — это хорошо, а зло — плохо; смелость, благородство, верность должны побеждать; хитрость, обман, преступные наклонности и действия должны быть вскрыты, осуждены и наказаны. Повествовать нужно просто и доходчиво.

Щадя чувства многих своих читателей, Кристи ни разу не сделала темой романа сексуальное преступление. В отличие от современных авторов криминального романа она умела балансировать на грани дозволенного художественным вкусом и чувством сострадания к жертве. Она понимала, что постоянная демонстрация жестокости и насилия сначала ужасает читателя, а потом нередко приводит к потере способности сочувствовать. В своей "Автобиографии" (1977) писала: "Никто тогда (в двадцатые годы) и помыслить не мог, что настанет время, когда будут читать криминальные романы, так как в них смакуются сцены насилия и они доставляют садистское удовольствие описанием зверства во имя зверства… Но теперь жестокость почти так же ежедневно употребительна, как хлеб с маслом".

Кристи всегда была поборницей женского равноправия, в частности, интеллектуального. В романе "Свидание со смертью" (1938) героиня Сейра Кинг так высказывает мысли самой Агаты Кристи: "Просто ненавижу эту дифференциацию по признаку пола… А ведь истина заключается в том, что одни девушки созданы для дела, другие — нет. Одни мужчины сентиментальны и мыслят сумбурно, другие обладают ясной головой и мыслят логически. Существуют просто разные типы умственной деятельности. Половые различия имеют значение только в сфере, непосредственно примыкающей к половым отношениям".

Лучшие романы Кристи, кроме упоминавшегося "Убийство Роджера Экройда" — "Убийство в Восточном экспрессе" (1934), "Смерть на Ниле" (1937) и самый ею любимый и великолепно написанный "Десять негритят" (1939). Практически все ее детективные романы были экранизированы или инсценированы, некоторые — неоднократно. За литературные заслуги была возведена в дворянское достоинство.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.