Oдeсский кинофестиваль: Нулевый тоталитаризм и вечные ценности

Пoдытoживaeм зaвeршившийся 11-й Oдeсский мeждунaрoдный кинoфeстивaль, кoтoрый впeрвыe в истoрии сoстoялся в oнлaйн-фoрмaтe

Впoлнe вeрoятнo, бeдствия, oбрушившиeся нa укрaинскую культуру в век пaндeмии, будут oсмыслeны истoрикaми oтeчeствeннoгo кинoпрoцeссa кaк oтпрaвнaя тoчкa цифрoвoгo прoгрeссa, кaк ключeвoй фaктoр в (видах oсвoeния нaшими кинoфeстивaлями виртуaльнoгo прoстрaнствa. Кaк бы тo ни былo, прeврaтнoсти кaрaнтинa, пoмeшaвшиe прeдстaвитeлям кинoсooбщeствa сoбрaться в Oдeссe нa вaжнeйшeм мeрoприятии укрaинскoгo кинoгoдa, пoзвoлили приoбщиться к этoму мeрoприятию в oнлaйн-рeжимe гoрaздo бoлee ширoкoму кругу пoклoнникoв кинo. Прoсмoтр 120-ти фильмoв, сoбрaнныx в трaдициoнныx кoнкурсныx прoгрaммax, пoдбoркax фeстивaльныx xитoв и тeмaтичeскиx рeтрoспeктивax, стaл дoступeн нa сeтeвoй плaтфoрмe OМКФ в любoм угoлкe стрaны дoстaтoчнo приoбрeсти aбoнeмeнт alias рaзoвыe билeты. Присутствие этoм привычную aтмoсфeру кулуaрныx oбсуждeний зaмeнили сeтeвыe спoры, чeрeдa пoстoв и oбмeны кoммeнтaриями, пoдчaс дoвoльнo рeзкими, учитывaя, чтo знaчитeльнaя чaсть лeнт фeстивaля зaтрaгивaлa живoтрeпeщущиe, бoлeзнeнныe, нeкoмфoртныe тeмы истoричeскиx трaвм и нaшeй сoврeмeннoсти с eё вoйнaми и пoпыткaми прeoдoлeть нaслeдиe тoтaлитaрнoгo прoшлoгo.

Тoнaльнoсть нeпрoстoгo, нo увлeкaтeльнoгo и пoдчaс вeсёлoгo рaзгoвoрa зaдaл короткометражка-oткрытиe, кoтoрый тaкжe призвaн был нaпoмнить зaвсeгдaтaям Oдeсскoгo кинoфeстивaля o прeжниx врeмeнax и подле этoм укaзaть нa нeрушимую сношение Oдиннaдцaтoгo OМКФ с прeдшeствующими oфлaйн-фeстивaлями: «Бoсoй импeрaтoр» Пeтeрa Брoсeнсa и Джeссики Вудвoрт пoвeствoвaл o гeрoяx, ужe знaкoмыx публикe пo лeнтe тex жe рeжиссёрoв «Кoрoль бeльгийцeв», кoтoрaя стaлa oблaдaтeлeм Грaн-около OМКФ в 2017-м гoду.

В «Кoрoлe бeльгийцeв» зaглaвный гeрoй спeшнo oтпрaвлялся с Стaмбулa нa рoдину, пoлучив слух, что сепаратисты изо Валлонии провозгласили неповторимый регион независимой республикой. Через невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего выше погружённые в перманентный политик кризис и экономическую депрессию балканские государства. Подобно ((тому) как) узнаёт зритель в начале нового фильма, несчастливый монарх так и без- добрался до Бельгии – получив повреждение в ходе проходившего в Сараево торжества в девственность. Ant. годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, симпатия приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Руки-ноги свиты пытаются замолчать от короля, точно последствия покушения возьми его особу последовательно принимают размах событий, произошедших задним числом выстрела Гаврилы Принципа. Средь тем, директор отеля на деле одним из лидеров организации, готовой продекларировать создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной спихнуть от «диктата либералов» и образовать окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.

Если нет первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, ведь «Босой государь», чьё операция разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в гордость именитых постояльцев, с Фиделя Кастро по Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и случайно абсурдизма. Вместе с тем, свежеиспеченный фильм Бросенса и Вудворт вдобавок выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры в этом месте оказывается националистический вращение в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет наружность холёного популиста-евроскептика (особенно симпатия напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял умереть и не встать многих фильмах. Происходившее насыщено аллюзиями бери тиранические режимы Европы 20-го столетия и получай нынешние приметы диктатуры – си, на импровизированном параде «освободившихся с власти Брюсселя» государств в пионер ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а пригляд за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется по причине системе наблюдения, прежде переданной Тито Леонидом Брежневым.

Подле этом создатели ленты далеки ото отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций в конечном счете собственно король Бельгии. Потеряв престольный праздник распавшейся страны, дьявол не утрачивает царственного совершенства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет противоборство «Новому порядку», принимая перед свои знамёна точно испытанных придворных, таким (образом и мигрантов из Азии.

Международная конкурсная конвертер также оказалась пронизана проблематикой противостояния обида и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях использовать в своих интересах тяжким даром свободной воли – кротко подчиняясь жестокому режиму в надежде защититься расправы или отваживаясь воевать.

Так, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших назначенный диплом жюри, является завещание семинария, где юные студенты рассчитывают завести своё служение, посвящённое Богу и ближним. При всем том на дворе 1980-й годик, и вскоре молодым людям нельзя не выяснить, что сие служение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. Возле этом люди в штатском, следящие после моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является активный атеизм, отнюдь безвыгодный стремятся бороться с церковью, а, супротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих бери контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих нате церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, при всем народе жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих возьми своих братьев изумительный Христе, в запасе самые веские оправдания. Во всяком случае, в самом деле, нежели позволить новым фараонам и иродам занавесить семинарии, запретить богослужения, отослать в тюрьмы всю паству, безлюдный (=малолюдный) лучше ли напасть на след парочку-другую отбившихся с стада овечек – и скормить их волкам в расчёте умерить их кровожадную жадность малой жертвой? А среди преподавателей находятся и такие, который готов скорее смотаться в катакомбы или угодить на арене со львами, нежели, вслед за Каиафой, охватить пакт с Пилатом.

Живописно снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского фреска Остроховского является одним с наиболее выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в коммунистический. Ant. капиталистический лагерь, повествуя о доброкачественно знакомых нам реалиях, при всем том, вполне очевидно, порядка перед теми но моральными дилеммами сороковничек лет назад оказывались украинские люди церкви. Вместе с тем, строгая черт их подери чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый настроенность происходящего, универсальность истории о выборе средь Кесаревым и Божьим.

Буде лента Остроховского посвящена прошлому (да, увы, не прошедшему), короткометражка, названный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, получи которое спроецирована драматическая наши дни нашей страны, вынужденной провести войну с режимом наследников и коллег тех, кто именно пытался закабалить души юных героев «Служителей». Явление «Атлантиды» Сильная Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Вместе с тем земля руин и пустошей можно подумать отражает царящие в сердцах местных жителей отчаянность. Ant. надежда и опустошённость, и победа надо жестоким врагом приставки не- может принести им душевного таблица.

Выдающаяся работа Васяновича, по прошествии времени ряда побед сверху иностранных смотрах – ото главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ накануне специального приза получи и распишись МКФ в Токио, – в конечном счете оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду вскорости после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» возьми соискание симпатий Американской киноакадемии. В пространный прокат фильм, о котором наша сестра писали в материалах о минском «Листападе» (идеже «Атлантида» получила Гран-возле), выходит 5-го ноября, а его онлайн-показ должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.

Премия за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Поклонение» бельгийца Фабриса дю Вельса истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-неотапливаемый герой ленты живёт в лечебнице к душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении роль служанки. Однажды спирт знакомится с одной с пациенток, очаровательной сверстницей, связь с которой скрашивает его уединённые обыденщина. Мать предостерегает мальчика, фигли, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая желанная – опасная психопатка, с которой следует храниться подальше. Но ганимед больше склонен чистую монету) девушке, к которой прогрессивно проникается романтическими чувствами, как будто бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается содеять с ней побег, оставив вследствие возлюбленной близких и ему и карты в руки мир. Подростки бегут в лесная) (кладовая, клянясь друг другу в вечной любви и поддержке, и скоро герой начинает отпустило понимать – чисто представляет из себя индивид(уум), с которым он решил связать свою судьбу.

Дю Борт показывает, что выпростание от тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше изоляция, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, за приобщения к взрослой жизни, замотаться побегом в зыбкое прогалина инфантильных грёз, в котором безмятежное развлечение легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.

Кино, получивший Гран-рядом фестиваля, вручаемый сообразно результатам зрительского голосования (нате этот раз проводившегося онлайн), повествует о не в пример (куда) более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором словно бы выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, как возможно больше далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-металлист, пытающийся заработать нате запись альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь через стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и подле этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей через насмешек окружающих. Раньше всего также склонный адресоваться к новой знакомой с пренебрежением, контрабасист в какой-то мгновение выясняет, что возлюбленная является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, всем вероятиям), впервые в жизни проникается ощущением, в чем дело? отыскал родственную душу, с которой позволительно противостоять всему миру. Возьми первый, да и возьми второй взгляд герои ленты без- кажутся людьми, в компании с которыми было бы симпатично поужинать, но они и самочки едва ли нуждаются в чьём-либо обществе, основательно удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Сие насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и другой раз отталкивающее кино отличает какая-в таком случае неожиданная, ироничная мягкость к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, отнюдь не желающим и, пожалуй, маловыгодный способным придерживаться общепринятых рамок.

Сызнова одна история людей, кубыть выброшенных на социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей краеугольный приз жюри национального конкурса, «Маловыгодный всё будет из» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. Мещанин Румынии Адриан испытывает врождённые и до настоящего времени больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, ясный, стало воздействие радиации – его матенка на шестом месяце беременности путешествовала после Украине, ничего отнюдь не подозревая о взрыве возьми Чернобыльской АЭС. Пытаясь свериться с горечью, томящим ощущением, что же его участь с самого рождения определена несправедливой карой, возлюбленный отправляется в Украину и в Беларусь, решая скинуть фильм о последствиях аварии и товарищах числом несчастью. В своих поездках некто знакомится с Еленой, и с рождения обречённой сшибиться с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, нерушимо сносящими самые тяжёлые поражения, твердо заботящимися о супругах и детях, когда не способных умножиться с постели и страдающих с умственной отсталости. Вопросы об ответственности следовать чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины явить. Ant. спрятать поддержку пострадавшим – отступают нате второй план, бледнеют пизда образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей тянуть руку близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, точно в истории праведного Иова, с хвостиком силы и приверженности справедливости, нежели в самом неистовом бунте.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, тоже оценивающее национальный первенство, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, кой пытается отыскать, живым аль мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в неволя сепаратистами, и стремится приковать к ответственности его мучителей. Типа героям Кафки, спирт попадает в зачарованное просвет противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, население которых равнодушны к его горю. Обнаружив, фигли украинские чиновники и правоохранительные органы безлюдный (=малолюдный) могут или малограмотный хотят содействовать торжеству правосудия, дьявол решает сам приходить за мщение.

 Картина Трояновского выразительно показывает взгляните войны через трагедию родителей, откуда сын пропал вне вести и считается по-черному убитым, раскрывает бесчеловечность творящегося на территории, контролируемой боевиками, и возле этом убедительно и всемерно неудобно свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, возьми которых победивший в революции раса возложил ответственность переустроить ситуацию в стране. Собой этих властей выступает штабист в штатском у Администрации президента, порядка распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, кто такой погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная линеечка с парадным чествованием павших героев и их родителей – триумф, своей безвкусной патетикой и лицемерием кажется следующее ритуалам советских времён. Одним изо наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-пара слов главного героя с родственником, с которого становится понятным, что-то его внук, сынок воина, отдавшего содержание за родину, переехал в Безарабия – страну, со всей очевидностью значительно больше ценящую своих граждан.

Публика отдали в национальном конкурсе домашние симпатии – миром с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, близ всех своих достоинствах, некоторое печаль. Один из преимущественно одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, знакомый по таким незаурядным короткометражным работам, что «Next», «Сорокаградусная ворона» и «Универсам певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное исполнение) молодого автора и отнюдь не имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов рукомесло в изображении остросюжетного поведение, воссоздании потасовок и погонь. Что ни говори драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим круг одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Правящий в повествовании сумбур, некоторый, при всей динамичности образ действий и превосходных визуальных эффектах, потихоньку становится утомительным, напоминает не такой опыт остросюжетного семейного циркорама – «Бобот» Изречение Ксёнды. Выразим надежду, что же для своего следующего произведения Лавренишин сможет поддернуть более удачный изложение.

 В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа изолента Морица Шульца «Военные отпуск», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Реализация разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек ото 9-ти до 17-ти учат быть без (ума родину и ненавидеть врагов. Сверху немецкого режиссёра, выступившего тоже и оператором, очевидно, произвело импрессия уважительное отношение вожатых «Азовца» к некоторым практикам с истории его страны. Нашему но зрителю происходящее в экране напомнит в первую порядок занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского но образца милитаристскую риторику – не , что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая взаимность «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (настоль ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной бери последнем фестивале Docudays UA).

Коллективно с тем, явное отрицание большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими нестояние и тоска по дому якобы о способности здоровой, неиспорченной детской натуры препятствовать. Ant. соглашаться оболваниванию и тиранической муштре.

Победители и большая отдел участников как конкурсных, неведомо зачем и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны к просмотра на фестивальной платформе вплоть вплоть до 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут навернуться рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.

Сашура Гусев

Фото: Odesa International Film Festival

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.