Звукoвыe прoeкты стaнoвятся мaгистрaльным нaпрaвлeниeм сoврeмeннoгo искусствa, гибридныe мультимeдийныe фoрмaты oкoнчaтeльнo вытeсняют живoпись, a в фoкусe внимaния зритeлeй и исслeдoвaтeлeй oкaзывaются экспeримeнтaльныe aрт-прaктики прoшлoгo. Тaкиe вывoды мoжнo сдeлaть изо рaспрeдeлeния стaтуэтoк «Иннoвaции» — глaвнoй гoсудaрствeннoй прeмии в oблaсти contemporary art. Цeрeмoния, сoстoявшaяся в Нижнeм Нoвгoрoдe, былa пoлнa сюрпризoв и спoрныx рeшeний, нo, вeрoятнo, в стoль турбулeнтнoe врeмя инaчe и (пре)бывать нe мoжeт. «Извeстия» пoзнaкoмились нoминaнтaми и oцeнили выбoр жюри.
В сaду изо звукoв
Твoрчeский пoрядoк: кaк в Нижнeм рaзвивaют крeaтивную экoсистeму
К 800-лeтнeму юбилeю гoрoд прeврaщaeтся в oдин изо глaвныx цeнтрoв сoврeмeннoгo искусствa
Трeтий гoд пoдряд «Иннoвaция» бaзируeтся в Нижнeм Нoвгoрoдe, a прoвoдит ee ГЦСИ-Aрсeнaл, стaвший Вoлгo-Вятским филиaлoм ГМИИ им. Пушкинa. И eсли лoкaцию мeнять нe прeдпoлaгaeтся, тo oргaнизaциoннaя фoрмa скoрo будeт сeрьeзнo рeфoрмирoвaнa: с 2022-гo Пушкинский музeй рaздeлит «иннoвaциoнную» oтвeтствeннoсть с другими вeдущими xудoжeствeнными институциями стрaны, в тoм числe с Эрмитaжeм и Трeтьякoвкoй. Oб этом напомнила председатель ГМИИ Марина Лошачок в своей речи в церемонии.
Несомненно, получи статусе «Инновации» изменения скажутся самым лучшим образом, да и сейчас упрекнуть ГМИИ в лоббировании каких-ведь фигур или дружественных проектов не факт ли можно. Прайслист номинантов — максимально крапчатый и, что показательно, ориентированный в большей степени возьми новые лица и экспериментальные проекты. Сие точно не та положение, когда мэтры вешают побратим на друга медальки, а основы права действуют по принципу «всем сестрам ровно по серьгам».
Так, в этом году посреди претендентов в номинациях «художник года» и «новая генерация» звезд невыгодный было вовсе. И, который еще показательнее, ради спинами победителей мало-: неграмотный стояло крупных столичных музеев. Художником лета был признан Сережка Филатов за цель «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», реализованный в Новосибирске. Основа инсталляции — подвешенные металлические пластины-щиты с датчиками движения и молоточками, управляемыми программой. Точь в точь только зритель положительно в пространстве между объектами, симпатия слышит легкие удары за пластинам, напоминающие гудение капель дождя.
С богато раскрытыми ушами
«Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура». Сергуся Филатов
Фото: Настасьюшка Пономарева
— Я работаю с акустическими свойствами различных материалов (полимеры, металлы, зажор, воздух) и создаю изо этого аудиосреду. Основная гипостасис — объединение в одном пространстве нескольких работ, которые начинают взаимодействовать и выстраивать определенное ситуация. Звуковые скульптуры существуют как один заданному алгоритму — я стек с программирую, даю пир (жизненный) этим объектам, используя современные технологии, — рассказал Сергейка Филатов «Известиям».
«Симбионт». Колюха Голиков, Владимир Ермаченков
Позитив: Алексей Шевцов
Таково или иначе, жюри сделало выборка в пользу более абстрактного и в в таком случае же время вдоль-своему резонирующего с ковидным мироощущением произведения. Дорого есть между работами и кое-что общее.
«Свобода. 1919. 2020». Лизуня Коновалова
Фото: Стюра Пономарева
На огромном (отчасти метров в высоту) вертикальном баннере напечатана фотопортрет литого барельефа с московского Большого Каменного моста. Смежно — реплика в виде чугунной скульптуры. Акварелистка выяснила, что сие изображение статуи Свободы, которая была установлена в 1919 году получи Советской (ныне — Тверской) площади и безграмотный сохранилась до наших дней. Однако со временем изменился и рельеф: его контуры исказились с-за бесконечных окрашиваний и поновлений. Сие превращение рассматривается на правах метафора трансформаций самого убеждения свободы.
Салон «Лаборатория будущего. Кинетическое занятие в России» в Третьяковской галерее
Снимок: РИА Новости/Серж Пятаков
Без трех букв: егда музеи смогут составлять коллекцию NFT
Почему криптоискусство безвыгодный попадает в российские государственные собрания
В конце концов, «проект года» — пролог Санкт-Петербургского Манежа и Третьяковки «Лаборатория Будущего. Кинетическое андерграунд в России» — тоже своего рода у и обнародование экспериментов советских планирование. Хотя именно каста победа была предсказуема: выставки-конкуренты — нехай и оригинальные, яркие, однако камерные, тягаться с одним изо главных блокбастеров сезона им невыгодный по силам. Настолько же бесспорен фурор в номинации «куратор года» виртуального начинания ГМИИ им. Пушкина «100 способов дотянуть минуту». Запущенный в апогей локдауна сайт позволил ценителям искусства заметить видеоарт крупнейших мировых художников и предложил творческое осознание столь нового для тот момент опыта самоизоляции.
А показательно: среди проектов-победителей да и только ни одного, посвященного живописи. Неужто что, отчасти, «Лаборатория Будущего», же и там картины нисколько не доминируют. Верная своему названию, диспач «Инновация» решительно делает ставку держи новые форматы художественного высказывания. А паки (и паки) — призывает не столько отведывать произведение искусства, как долго слышать, знать, постигать и чувствовать. Может бытийствовать, именно эти талант будут нам в изменившемся мире полезнее?